WE ARE 20 YEARS OLD - OVERCOMING THE FRONTIERS
Big start
Концепция «Северо-Запад»
20 лет назад Россия стояла на пороге больших изменений. В 1999-2000-е гг. шел процесс восстановления экономики после шока 1998 года. Требовались новые методы и инструменты стратегического развития. На федеральном уровне для поиска новых системных решений был создан Центр стратегических разработок (ЦСР). Однако нерешенным оставался вопрос, как обеспечить региональное развитие.
Эксперты-интеллектуалы выступили с инициативой создания институтов развития формата «фабрики мысли” в рамках вновь созданных федеральных округов, с целью подготовки стратегически значимых для этих территорий проектов. Так в начале 2000-х гг была создана сеть центров стратегических разработок, в числе которых был Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Особенностью модели фонда стало то, что учредителями выступили крупнейшие компании Северо-Запада: ОАО «Телекоминвест», ОАО «Балтика-Дон», ОАО «Акционерный Банк «РОССИЯ», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт «Гранит», а также Фонд «Центр стратегических разработок» (Москва). Научным руководителем фонда стал Петр Щедровицкий — философ и методолог.
Фонд начал свою работу с запуска масштабного проекта «Разработка контуров социально-экономической стратегии Северо-Запада России». Проект стал первой подобной попыткой концептуально осмыслить стратегию развития макрорегиона как единого территориального образования.
Позиция ЦСР «Северо-Запад» состояла в том, что разработка стратегии региона — процесс совместного проектирования, требующий согласования многочисленных и часто разнонаправленных интересов субъектов регионального развития: власти, бизнеса, профессиональных сообществ. Определение приоритетов развития Северо-Запада должно было стать результатом публичной коммуникации. Итогом проекта стала «Доктрина развития Северо-Запада России» — рамочный документ, задающий основные принципы разработки стратегии России на Северо-Западе. «Доктрина» стала базисом для многих последующих проектов Фонда.
Инновационная повестка для России
Традиционные способы развития экономики, которые применялись в 1990-е гг., постепенно теряли свою эффективность. Стало очевидно, что движение по инерции закончится в течение 10-ти лет. Требовались актуальные инструменты создания новой экономики, поиск новых моделей инновационного развития. В этот период Фонд запускает серию проектов в рамках институтов развития инновационной экономики, при поддержке Андрея Фурсенко. Одним из новых форматов стал Центр трансфера технологий — первый в России формат трансфера из науки в бизнес, предложенный и воплощенный Александром Малиновским.
Тема инновационного развития России была и остаётся одним из главных интересов фонда. ЦСР «Северо-Запад» совместно с Российской Ассоциацией Венчурного Инвестирования (РАВИ) выступили организаторами первых Российских венчурных ярмарок. При поддержке Фонда вышла серия публикаций о венчурном инвестировании и рынке IPO в России, первые системные исследования феномена рискового инвестирования в России.
Школа менеджмента
«Новая экономическая реальность» требовала соответствующих управленческих кадров, со знанием специфики международного бизнеса и пониманием сферы новых технологий. В 2001 году Фонд запустил проект создания Международной Школы Менеджмента — одной из первых школ менеджмента по программе MBA в России, созданная совместно с бельгийской компанией BCE Network. В состав учредителей Школы помимо Фонда вошли Католический Университет г. Левена, Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет «ЛЭТИ» и Российская ассоциация венчурного инвестирования. Основателем и руководителем Школы стал один из экспертов фонда Александр Янчевский.
ЦСР “Северо-Запад” — Российская экспертная платформа
Еще на старте основная миссия Фонда звучала как «экспертная поддержка управленческих решений». В рамках нее определились приоритетные направления проектной деятельности:
- стратегическое и пространственное развитие городов и территорий
- развитие человеческого капитала
- развитие институтов инновационной экономики
- мировые товарные и энергетические рынки.
На «Фабрике мысли» рождались новые смыслы и идеи, Фонд стал площадкой подготовки направлений изменений и проектов стратегического развития. В редакции Фонда выпускался журнал «Российское экспертное обозрение», проводились масштабные конференции, круглые столы, экспертные встречи - складывался «интеллектуальный клуб», который и поныне является базой экспертной сети Фонда. В рамках мероприятий Фонда с лекциями выступали ведущие эксперты России - Вячеслав Глазычев
Новые форматы исследований региональной и глобальной проблематики
В 2002-2003 годы под руководством научного руководителя Фонда, Юрия Перелыгина издана серия книг «Статистика пространственного развития». В ходе исследования системы расселения Северо-Запада России эксперты предложили прогноз демографической и миграционной ситуации по всем субъектам Федерации до 2025 года; спроектировали возможную трансформацию системы расселения округа. Вторая книга серии была посвящена вопросам и вызовам развития энергетической инфраструктуры макрорегиона.
В 2003 году Фонд начал новый масштабный проект — комплексный анализ мировой энергетической базы. Выводы исследования оформлены в виде карт и выпущены отдельным изданием — Геоэкономический атлас мировой энергетики.
«Создание» региональной политики
Разработка документов стратегического характера (стратегий, программ развития) регионов и отдельных субъектов Федерации является одним из наиболее важных проектных направлений работы Фонда с начала его истории. Эксперты ЦСР «Северо-Запад» подготовили «Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов РФ» в рамках Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года. Одним из практических шагов по итогам принятия Концепции стало создание Министерства регионального развития, директором ключевого Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования стал Ю.А. Перелыгин. Место научного руководителя, а впоследствии Директора Фонда, занял Владимир Княгинин.
2005 год ознаменовал новый период в истории региональной политики в России: регионам было поручено разработать стратегии долгосрочного развития. Фондом были разработаны уникальные методики и технологии анализа и проектирования стратегий развития регионов, в опоре на федеральные приоритеты и местную специфику. Апробация методик была проведена в рамках разработки стратегии Тюменской, Тверской и Астраханских областей. В дальнейшем методика принята за базу при создании федеральной методики разработки долгосрочных социально-экономических стратегий регионального развития, принятой Минрегионом.
В период с 2005 по 2009 годы Фонд подготовил более 30 долгосрочных стратегических документов для различных регионов России. Документы получили одобрение в Министерстве регионального развития Российской Федерации, ряд из них был премирован на общероссийском конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития. Это такие территории как Воронежская, Кемеровская, Пензенская, Смоленская, Астраханская, Архангельская, Мурманская, Приморский край и др. Руководили проектами молодые эксперты Фонда — Трунова Наталья, Виктория Желтова, Эдуард Бозе, Дмитрий Ялов и другие.
Глобальная пересборка: переосмысление тенденций и новый шаг в повестке Фонда
Мировой экономический кризис 2008 г. заставил пересмотреть прежние подходы. Новый шаг повестке Фонда определил директор — Владимир Княгинин. Фокус внимания исследований был направлен на процессы формирования новых рынков и новых индустрий — драйверов нового экономического цикла. В фокус работ Фонда попала новая и альтернативная энергетика, передовая и персонализированная медицина, индустрия управления городскими системами — Smart City, а также передовые технологии.
Команда специалистов участвует в первых технологических форсайт-исследованиях, выполняемых по международной методологии ОЭСР. В 2010 г. Фонд приступает к системной работе по прогнозированию трендов мировой энергетики и выявлению перспективных направлений развития отрасли для России. Заказчиками проекта стали Государственная корпорация “Росатом”, Министерство энергетики, Федеральная служба по тарифам, СУЭК, Русгидро, ФСК ЕЭС. Одним из итоговых документов исследования стал Геоэкономический атлас мировой энергетики, который представил видение будущего до 2030 года. В этот период Фонд проводит активную программу международного партнерства, закладывая основу для зарубежной экспертной сети. Одним из важных событий Фонда стали проведение Первой и Второй международной энергетической конференции в 2010 и 2011 гг. в Сколково.
В 2011 году ЦСР «Северо-Запад» отмечает 10-летие. Поздравить фонд, помимо основателей, приезжают федеральные министры, ведущие эксперты и ученые, ведущие политики и бизнесмены.
В 2010 году Фонд становится ключевым партнером ГК «Росатом» по вопросу корпоративной региональной политики. Плодотворное сотрудничество с госкорпорацией в сфере городского развития продолжается по сей день. Вместе мы формулируем направления развития городов в России, привлекаем внимание городских властей к вопросам перспективных технологий и умного города. В частности, издана серия докладов по будущему рынков городских технологий в России.
С момента создания Фонд становится стратегическим партнером Фонда «Сколково», помогая проектировать среду и экосистему российского инновационного гринфилда.
В 2012 году Фонд выступил с инициативой проведения промышленно-технологического форсайта, в партнерстве с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В Экспертный совет проекта вошли руководители системообразующих производственных компаний, технологические эксперты и ведущие ученые. Проект позволил сформировать прогноз и повестку развития мирового производственного сектора и технологических рынков. По результатам работы Минпромторг России определил целевые позиции страны на глобальных рынках промышленных технологий, сформировал новые механизмы развития передовых технологий. Одним из результатов проекта стало продвижение национальной технологической повестки. В контексте публичного обсуждения обозначенных в исследовании новых вызовов технологического развития, Президент России поручил запуск Национальной технологической инициативы.
Фабрика мысли и действия
Фонд получает запрос не только на научные исследования и разработки, но и на создание изменений, организационное проектирование и строительство. Концепция ЦСР «Северо-Запад» всё больше сдвигается от think tank к формату think-&-do-tank. Эксперты Фонда, вдохновляясь опытом французских коллег по трансформации ядерных и технологических центров пробуют новые форматы кластеров (примером послужил кластер Гренобль). Фонд участвует в организации органов управления инновационных территориальных кластеров в разных частях страны — Железногорск, Саров, Димитровград, Санкт-Петербург, Хабаровск и ряде других.
Благодаря деятельности экспертов Фонда запускается федеральная программа развития кластеров, в ходе которой было отобрано и профинансировано 25 пилотных кластеров. Проекты 5 инновационных кластеров, разработанные при участии ЦСР «Северо-Запад», получили статус пилотных в России.
С 2010 по 2019 гг. Фонд ежегодно проводит Международный инновационный форум в г. Железногорск (Красноярский край), в фокусе которого находятся проекты и опыт развития российских инженерных центров.
Фонд формирует стратегические альянсы в области передовых технологий - трансляционной медицины, лазерных технологий, обучающих фабрик, передового электротранспорта и в ряду других.
В 2014 году Фонд усиливает партнерство с Центром стратегических разработок (Москва). В том же году Президентом ЦСР становится Владимир Княгинин, который одновременно занимает пост Председателя Правления ЦСР «Северо-Запад», сохраняя функцию научного руководителя Фонда. Директором фонда становится Марина Липецкая, которая выполняет эту функцию до настоящего времени. В 2014 году открыт офис ЦСР «Северо-Запад» в Москве.
В 2014 году мы вновь обратились к теме инновационных институтов развития, анализируя результаты предыдущего шага и перспективы развития инновационных институтов в России в контексте мировой технологической и цифровой революции. В этот период мы сотрудничали с Российской венчурной компании, Фондом развития интернет инициатив, Роснано, Фондом инфраструктурных и образовательных программ, Российским технологическим агентством и рядом других институтов развития. Проектная работа фонда продолжалась в субъектах РФ, ориентированных на создание объектов инновационной инфраструктуры, технопарков, развитие инновационных территориальных кластеров (Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Хабаровский край, Нижегородская область, Ульяновская область, Свердловская область и ряде других). В 2016 году Фонд выпускает доклад, посвященной оценке уровня развития инновационной инфраструктуры в стране. Руководителем проектов в сфере развития инновационных институтов развития становится Дмитрий Санатов, который сегодня является одним из ведущих экспертов в сфере российской инновационной повестки.
Фонд оказывает все большее влияние на государственную политику.
В 2016 году ЦСР «Северо-Запад» участвует в разработке Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также Стратегии Национальной технологической инициативы. Фонд начинает выполнять функцию «проектного офиса» для различных органов власти, с которой успешно справляется и сегодня. Среди проектных офисов в нашем опыте — сопровождение программы инновационных территориальных кластеров по заказу Минэкономразвития, участие в мониторинге Проекта «5-100», координация Научно-образовательных центров мирового уровня Минобрнауки России и другие.
В 2014 году Фонд выдвигает гипотезу о способе трансформации университетов и осуществляет ее апробацию на материале проектов и программ развития ведущих вузов России (участников Проекта 5-100). В базе нашего подхода лежит представление о способах эволюционного развития крупных корпоративных структур через серию лидерских (инновационных) проектов. С метких слов партнера фонда по созданию первой такой структуры — Алексея Боровкова, процесс создания таких структур мы называем как «greenfield в условиях brownfeeld». Ключевыми партнерами Фонда становятся российские университеты, в том числе такие как Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет авиационного приборостроения и ряд других.
Фонд спроектировал и запустил целую серию инновационных структур в университетах России - Первый в России Институт передовых производственных технологий, а также Институт биологических систем и технологий в СПбПУ им. Петра Великого, Высшую инжиниринговую школу МИФИ, Институт цифровой трансформации МШУ “Сколково”, Инженерную школу ГУАП и другие.
2017-2019 гг. — период роста проектной деятельности Фонда в области образования и управления изменениями. Запрос партнеров ЦСР «Северо-Запад» на новую повестку развития, в отличие от предыдущих периодов, стал содержать все больше вопросов по обеспечению системных изменений, которые возможны лишь в опоре на качественный и мотивированный человеческий капитал.
Фонд реализует серию знаковых на российском уровне образовательных проектов. В том числе, в альянсе с Московской школой управления «Сколково» и Атомстройэкспортом реализуются программы обучения менеджмента российских компаний тенденциям и инструментам цифровизации. В партнерстве с Администрацией Томской области запускается первая в России образовательная программа в сфере подготовки ключевых исследователей (principal investigators).
В 2019 году Фонд получает государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности. Участвует в программах обучения для сотрудников региональных администраций, вузов и научного сектора, реализуя программы в области цифрового университета, управления исследованиями, создания учебных фабрик и др.
В 2019 году ЦСР «Северо-Запад» становится соучредителем Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, что также знаменует собой новый этап работы Фонда с родным городом и территориями в целом.
В 2019 году мы открыли новый цикл разработки стратегий социально-экономического развития территорий. Разработка стратегических документов развития Сахалинской области, Томской области, Санкт-Петербурга, Саратовской агломерации и ряда других территорий открыла новый этап в определении своего будущего территориями Российской Федерации в ответ на резко изменившиеся внешние условия.