/  

NEWS

Жители Саратовской агломерации обсудили приоритеты и направления развития

С 01 по 03 декабря в рамках разработки Стратегии развития Саратовской агломерации до 2030 года состоялась серия стратегических сессий. Мероприятие было организовано консорциумом разработчиков Стратегии (Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Фонд «Центр стратегических разработок», ООО «Центр экономики инфраструктуры», ООО «МЛА+СПб») при поддержке Правительства Саратовской области, Центра развития Саратовской агломерации, Фонда ДОМ.РФ при участии Саратовского государственного университета. Работа сессий проходила в онлайн-формате, к участию присоединились представители Правительства Саратовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Саратовской агломерации, представители бизнеса, образования и общественности.

Сессии была посвящены формированию портфеля ключевых проектов развития Саратовской агломерации, благодаря реализации которых будет обеспечен выход экономики территории на новый уровень, рост инвестиций, улучшится качество жизни населения.

В определении таких проектов участникам помогали российские и международные эксперты, выступившие с докладами в первой части каждого из дней сессии. В докладах были затронуты тренды пространственного и технологического развития в стране и мире, был представлен опыт развития городов, в том числе в условиях противодействия распространения коронавирусной инфекции. Эксперты из IT-индустрии поделились опытом разработки и внедрения цифровых платформ для управления территорией.

Руководитель проектной команды разработчиков Стратегии, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» М.С. Липецкая отметила, что Саратовской агломерации в условиях ограниченного экономического роста и кризиса Covid-19 необходимо определить, за счет чего будет обеспечен рост на следующем этапе развития, в том числе в условиях конкуренции регионов Поволжья. С учетом имеющихся компетенций предстоит сформулировать новую специализацию, через которую будет раскрыт потенциал территории. Инструментом реализации может стать обеспечение мультимодальности Саратовского транспортного узла, а также реорганизация внутриагломерационной логистики, что является условием создания единого рынка труда и потребления. Ставка на развитие туристско-экологического кластера должна ускорить становление рынков потребления, в том числе в сфере жилищного строительства. Вместе с проектированием и реализацией программ развития агломерации необходимо обеспечить эффективность их управления, для этого требуется построение цифровой платформы класса «Умный город».

Участники сессий работали в восьми группах по приоритетным направлениям развития агломерации:

1. Программа создания точек роста.

2. Инвестиционная программа агломерации.

3. Программа создания единого рынка труда.

4. Программа обеспечения устойчивости социальной инфраструктуры.

5. Экологическая и климатическая программа агломерации.

6. Программа транспортного развития.

7. Программа пространственного развития.

8. Программа создания единой цифровой системы управления.

Группы на протяжении трех дней работали над концептом и проектами развития агломерации, а также проектировали цифровую систему управления.

В рамках сессии участниками были предложены проекты развития агломерации, среди которых:

—  развитие особой экономической зоны;

— создание туристско-рекреационного кластера, индустриального кластера в сфере машиностроения, промышленного кластера в области производства медицинского оборудования;

— создание инновационного IT-парка, в т.ч. с ориентацией на рынок персонализированной медицины (Хелснет);

— развитие агропромышленного комплекса, базирующегося на внедрении биотехнологий и инноваций;

— создание Центра карьеры молодых специалистов;

—проект «Социальный город» (инфраструктура развития человеческого потенциала);

— проекты «Чистая вода», «Чистый воздух», «Производственные отходы и отходы ТКО»;

— создание автоматической системы мониторинга загрязнений;

 запуск городской электрички;

— возведение моста южного обхода;

— проект «Комплексная оценка транспортной доступности»;

— и др.

Вместе с проектами рабочие команды определили целевые результаты и задачи для их достижения, а также возможности управления проектами в цифровой среде.

По итогам проведения сессии А.М. Стрелюхин отметил, что был сделан важный шаг к созданию цифровой платформы для принятия правильных управленческих решений и определению набора сервисов для быстрого и эффективного решения вопросов населения. Рабочей группой по созданию единой цифровой системы управления было принято решение сформировать техническое задание на её разработку.